Пандемия продолжает вносить коррективы в нашу жизнь – и далеко не все изменения к худшему, должны мы вам сказать! Например, нас давно просили организовать информационные семинары в онлайн-формате – для тех, кому неудобно приезжать на занятия лично. И вот сама жизнь подтолкнула: мы наконец-то стали это делать. Этой весной проводим три семинара онлайн: моделирование ареалов (где встречается искомый вид и от чего это зависит?), введение в интерпретацию (перевод с научного языка на понятный для представителей разной аудитории) и введение в ГИС (электронные карты). Для многих наших слушателей это оказалось прекрасной возможностью чему-то научиться, не выходя из дому, не отпрашиваясь у семьи и начальства и не тратя денег на поездку. Признаемся честно, мы опасались низкой эффективности онлайн формата. Например, даже на курсах с хорошими отзывами на платформе stepik.org только 10-20% участников доходят до конца. Тем не менее, нам, похоже, удалось избежать этой проблемы: вчера завершился семинар по моделированию ареалов, и «по дороге» никто не потерялся.
Суть метода очень проста. Поскольку на распространение биологических видов влияют различные экологические переменные, такие как высота или глубина, температура, осадки, соленость и тд, сравнение значений этих переменных в точках присутствия и точках отсутствия вида позволяет очертить присутствие вида в пространстве. Тем не менее, за простотой идеи скрывается сложный математический аппарат и целый арсенал методов, включая инструменты машинного обучения. Не могут не вызывать восхищения люди, готовые осваивать такой материал с нуля, особенно если учесть, что на просторах нашей огромной страны некоторые участники вынуждены были выходить на связь в 6 утра, а другие – в полночь по местному времени!
Только послушайте, насколько разносторонними были интересы посетителей: мы моделировали местообитания пихты Нордманна, ели восточной, сосны обыкновенной, белуги, кочедыжника женского, дальневосточного леопарда, горбачей, 6 видов тихоокеанских лососей, канадского журавля и японского зайца, дубровника, харзы и соболя, березы каменной, бизонов, дождевых червей, а также выпадение деревьев в результате тайфуна Lionrock и усыхание дуба монгольского! Такое биоразнообразие получилось в результате участия 19 человек из 5 ООПТ и 8 академических институтов, а также Санкт-Петербургского университета и Приморской сельскохозяйственной академии.
Вот отзыв Алексея Сомова, заведующего сектором в Тихоокеанском филиале ФГБНУ "ВНИРО" ("ТИНРО"), г. Владивосток: «Спасибо!!!! Я наконец-то начал МОДЕЛИРОВАТЬ! Пару лет назад это казалось нереальным!» А вот что говорит научный сотрудник Сихотэ-Алинского заповедника Анна Мухачева: «Моделирование распространения видов, безусловно, задача не из лёгких. Как "запихнуть" экологию в математику? Но на самом деле симбиоз математика и биолога получается очень продуктивным. И те, кто освоил азы математического моделирования, получает в руки эффективный инструмент, т.к. сейчас перед учёными стоит множество задач, в том числе предсказать что будет с экосистемами в будущем, в зависимости от меняющихся факторов среды. Например, я пришла на семинар, чтобы понять, что происходит с дубняками в Сихотэ-Алинском заповеднике, которые начали усыхать в 80х годах.»
Конечно, для многих семинары по Zoom скорее создают дополнительные сложности, и мы не планируем полностью на них переходить. Тем не менее, онлайн-семинары, по крайней мере на время пандемии, представляют собой достойную альтернативу «живому» участию!